Игровая зависимость

Игровая зависимость

Именно так звучит официальное определение.

Говоря более простыми словами, это деятельность, в результате которой сформировалась психологическая и физиологическая зависимость, находящаяся за пределами волевого контроля субъекта. Это прогрессирующее расстройство, характеризующееся непрерывной или периодической потерей контроля над участием в азартной игре, озабоченностью участием в игре, стремлением любым способом раздобыть средства для участия в игре, иррациональным мышлением и продолжением такого поведения, несмотря на пагубные его последствия.

Буквальное определение зависимости от азартных игр подразумевает наличие:

1. поведенческой проблемы.

2. психологической проблемы.

3. физиологической проблемы.

4. является формой зависимости.

Существует большое количество различных взглядов относительно того, чем в действительности является игровая зависимость.

Одни специалисты придерживаются того мнения, игромания — это «коварное и загадочное» заболевание, как рак, и от него нет никакого способа избавления. Можно только купировать проблему или вывести её в относительно продолжительную и стойкую ремиссию, но полное выздоровление никогда не наступит.

Другие склонны считать игровую зависимость психическим расстройством и ставят её в один ряд с такими серьёзнейшими недугами, как клиническая депрессия, маниакально-депрессивный психоз (биполярное расстройство), синдром дефицита внимания и даже шизофрения. Они основывают своё видение проблемы на том, что игромания вызывает нарушение в мышлении, иррациональное поведение, и неспособность человека справляться с требованиями повседневной жизни.

Ниже приведены некоторые проявления игровой зависимости, на которые опираются такие специалисты, аргументируя свой подход:

* Иррациональное и спутанное мышление

* Продолжительные периоды тоскливого состояния или раздражительность, что, в конечном итоге, приводит к депрессии

* Экстремальное состояние психики (максимумы и минимумы)

* Иррациональные и чрезмерные тревоги и страхи

* Изолированность и замкнутость

* Нарушение привычного ритма сна и приёма пищи

* Склонность к злоупотреблению психоактивными веществами и формированию поведенческих кросс-зависимостей

* Чрезмерный гнев

* Неспособность справляться с повседневными проблемами, как частью нормальной жизни

* Нередкие мысли о самоубийстве

* Отрицание наличия проблемы

Третья точка зрения предлагает взглянуть на зависимость от азартных игр как на компульсивное поведенческое расстройство, к которому также относятся пиромания (склонность к поджогам), компульсивные покупки и трата денег (шопоголизм), пристрастие к компьютерным играм и интернету, компульсивное выдергивание волос, компульсивное воровство (клептомания) и т. д. Человек, страдающий компульсивным расстройством, будет совершать определённые действия, даже полностью осознавая их негативные последствия для него и окружающих.

Авторитетное мнение

Мнение учёных заключается в том, что игроманию стоит классифицировать как нейробиологическое расстройство, по аналогии с зависимостью от химических веществ, таких как кокаин, героин и алкоголь. По мнению этих ученых, азартные игры — это такой же наркотик, ибо эффект, который они оказывают на мозг, схож с аналогичным эффектом от употребления человеком ПАВ. Например, на МРТ (магнитно-резонансная томографии), пораженные участки мозга игромана выглядели такие же, как у наркомана.

По мнению психологов, игромания — это проблема, уходящая корнями в глубоко подсознание человека, в неразрешенные детские конфликты с родителями и значимыми другими, а также в нарциссизм. Некоторые психоаналитики полагают, что проблема игроков в том, что у них явная склонность к мазохизму, которая выражается в подсознательном стремлении наказать себя (самоистязание), чтобы облегчить таким образом чувство вины, или искупить некие грехи.

Согласно Фрейду, игромания, как и большинство зависимостей, является вторичным проявлением пристрастия к основной зависимости от онанизма. Фрейд полагал, что секс и агрессия являются основными факторами, определяющими наше поведение. Он утверждал, что сексуальность связана с тревожностью, и что сексуальность требует выхода.

Одним из триггеров для патологического пристрастия к азартным играм является тревожность, которая может быть вызвана сексуальной напряженностью, стрессом или опасениями по поводу будущих событий. Поэтому сексуальность, стресс и тревожность напрямую связаны между собой, и игроман играет в азартные игры, чтобы освободиться от внутреннего сексуального напряжения или стресса. Фрейд приводит пример тревоги, когда человек испытывая угрозу, чувствует себя подавленным, и ему кажется, будто он вот-вот рухнет под тяжестью проблем. Его тезис: «жизнь не легка!»

Что говорят сами игроки

В этом “параде определений” крайне важной является точка зрения бывших игроманов, людей, которые смогли преодолеть этот недуг, самостоятельно или с чьей-то помощью, но всё же избавиться от игровой зависимости. Они считают, что игромания — это добровольный выбор, который делает сам человек, просто проблема свободной воли, а все остальные причины надуманы или излишне усложнены. Их мнение заключается в том, что игромания – суть безусловное зло, но от которого можно освободиться. Многие из них прошли непростой путь, во много этапов, со срывами и рецидивами, но в конечном итоге они сделали это.

Более того, некоторые исследования в этой области также показали, что бывшие компульсивные игроки могут вернуть себе контроль над игрой и стать в итоге профессиональными игроками, например в спортивный покер. Но для этого им необходимо решить основные внутренние психологические проблемы, которые являлись на определённом этапе причиной компульсивного поведения.

Условно можно выделить шесть факторов, способствующих формированию зависимости от азартных игр.

1. Необходимость справиться с травматическим опытом жизни. Люди играют в азартные игры, чтобы избежать дискомфортных или болезненных эмоций, включая печаль (например, связанную со смертью близких), чувство вины, стыда, гнева, унижения, неудачи и разочарования. Увлечённость игрой создает иллюзию контроля в неконтролируемых ситуациях.

2. Желание “сорвать большой куш”. Попытка одним махом сорвать банк — это результат переживания ранних побед. После неожиданной удачи игрок находится в заблуждении, обуреваемый идеей «близости большой победы». Он думает, что благодаря этому крупному выигрышу все счета будут оплачены, а проблемы решены. Большой выигрыш — это иллюзия, которая удерживает игромана в игре до тех пор, пока он не осознает, что есть проблема и необходимо обратиться за помощью.

3. Поиск острых ощущений. Некоторые люди сознательно или бессознательно стремятся к рискованным действиям, желая испытать острые ощущения, пощекотать себе нервы и с этой целью прибегают к азартным играм. Они отдаются во власть своим порывам, используя игру как наркотик, который обладает той же силой, что и все остальные.

4. Механизм решения проблем. Такие игроки как бы пытаются укрыться от внешнего давления в свою зону комфорта, «в собственный маленький мир». Они испытывают потребность избежать стресса, вызовов и давления повседневной жизни.

5. Желание подняться по социальной лестнице. Некоторые игроки, часто ведомые соответствующей рекламой, тешат себя иллюзиями о том, что, азартные игры могут обеспечить им стабильный доход и при помощи выигранных денег они решат свои проблемы.

6. Самосаботаж успеха. Некоторым игрокам, если они успешны в чём-то, свойственно испытывать чувство неловкости или вины, что они этого успеха не заслуживают. Такие люди используют азартные игры в качестве средства для самоуничтожения. Причины, лежащие в их основе подобных действий, уходят корнями в прошлое, и их объяснение находится в области психологии.

Факторы риска возникновения игровой зависимости.

Копинг-стратегии. Стратегии преодоления жизненных сложностей и испытаний, которые включают в себя способность справляться с требованиями повседневной жизни, адаптации в социуме в самом широком смысле этого понятия. Эти навыки управления жизнью формируются у человека для эффективного управления стрессом, построения межличностных отношений, преодоления неудач, разочарований и препятствий, которые являются частью повседневной жизни. Гемблеры часто не имеют соответствующих копинг-стратегий и используют азартные игры, чтобы избежать невзгод и трудностей.

Импульсивность.

Импульсивность, или неспособность игрока контролировать свое поведение даже тогда, когда они заранее знают последствия, благодаря приобретённому негативному опыту. Импульсивность напрямую связана с личностью. Одним из признаков импульсивности является невозможность отложить выполнение принятого решения.

Стресс.

Большинство рецидивов являются результатом реакции на стресс. Причины, вызывающие стресс, могут быть самые различные: проблемы на работе, семейные неурядицы, сложности в отношениях со знакомыми или друзьями.

Асоциальное поведение.

Азартные игры считаются девиантным поведением (антисоциальным по своему характеру) в том случае, когда кто-то увлекается игрой, даже осознавая негативные последствия этого для себя и близких. Некоторые признаки асоциального поведения включают:

  • Ложь и целенаправленный обман окружающих с целью извлечения личной выгоды или развлечения

  • Безответственность, неспособность удерживаться долгое время на работе или вернуть деньги, взятые в долг

  • Импульсивность и неспособность учитывать результаты определенного поведения

  • Систематическое нарушение законодательства

  • Игнорирование собственной безопасности или других людей

  • Отсутствие угрызений совести в случае причинения вреда другим людям

Депрессия.

В настоящее время не прекращается дискуссия о том, что первично: депрессия приводит к азартным играм, или напротив, чрезмерное увлечение ими вызывает депрессию.

Гендерная составляющая.

Раньше считалось, что мужчины более подвержены этому недугу, в то время как женщин миновала чаша сия. Однако, как показывают события, это не так. В настоящее время и женщины являются объектом пристального внимания игорного бизнеса, наравне с мужчинами. Различие состоит лишь в том, что мужчины-игроманы начинают свой путь в подростковом возрасте, а женщины несколько позже, обычно в возрасте от 30 лет и старше.

Социальный статус.

Как показывает практика, именно люди с низким уровнем дохода и социальным статусом рассматривают азартные игры как быструю возможность разбогатеть и вырваться из нищеты. Отсюда навязчивое стремление принимать участие во всевозможных лотереях и розыгрышах. Для таких людей рычаг “однорукого бандита” – это рука спасения, протянутая из мира грёз, которая в итоге оказывается спусковым механизмом личной трагедии.

История семьи.

Если кто-то из ваших родителей или ближайших родственников испытывает проблемы с азартными играми, то лично для вас риск формирования зависимости существенно возрастает, причём зависимости не только игровой, а любой другой. Причиной тому не столько дурная наследственность, сколько общие особенности воспитания, принятые в семье, включающие обучение определённым психологическим моделям поведения, которые, в свою очередь, приводят к развитию зависимостей.

Иррациональное мышление.

Иррациональное мышление, которое известно также как «заблуждение игрока». Лудоманы склонны искать закономерности в случайных событиях. Например, если они проигрывают несколько раз подряд, то думают, что это пропорционально увеличивает их шансы на удачу. Очень опасное заблуждение. В одном из казино мне как-то довелось увидеть, как «чёрное» выпало 37 раз подряд! Реальность заключается в том, что никакой закономерности не существует.

Очень условно, но всё же можно разделить всех игроманов на две группы:

Action Gamblers, или “Игроки действия”.Игровая зависимость

Это в основном мужчины, которые начали свою игорную карьеру, будучи ещё подростками. Их игровой стаж обычно составляет от 5 до 30 лет. Они предпочитают игры, в которых можно проявит своё мастерство, такие, как покер, онлайн покер, блек-джек, кости, ставки на спорт и скачки, или любую другую игру, где они могут похвастаться личными качествами, игровым профессионализмом и определёнными навыками, и в результате этого одержать победу над одним или группой противников. Они обычно разрабатывают некие игровые системы и стратегии, которые гипотетически могут принести им успех, но хорошо известно, что в долгосрочной перспективе казино всегда имеет математическое преимущество.

Такие игроки обладают определёнными общими чертами характера (властность, склонность к манипулированию другими людьми, эгоистичностью и стремлением к контролю), обладают чаще всего довольно высоким интеллектом (IQ выше среднего, 120 против среднего показателя 100), при этом известны своей дружелюбностью, щедростью общительностью и в то же время твёрдостью и напористостью. Однако, при всей кажущейся их положительности, у них очень низкая самооценка, кроме того, даже они в конечном итоге отрываются от реальности и начинают врать даже сами себе.

Escape Gamblers, или “Игроки избегания”.

В отличии от первого случая это в основном (более 65%) женщины, у которых игровая зависимость сформировалась в более позднем возрасте, обычно после 30 лет. Они предпочитают игры, в которых преобладает элемент случайности и удачи, где не требуется проявлять индивидуальное мастерство и обладать специальными навыками. Это, прежде всего, рулетка и игровые автоматы, а также разнообразные лотереи. Такие игры обеспечивают кратковременное облегчение от эмоциональной (а иногда и физической) боли. В отличии то “игроков действия”, “игроки избегания” не стремятся никому ничего доказывать и ни у кого не хотят выигрывать. Они хотят забыться в приятных и волнующих предвкушениях выигрыша, которые погружают их в гипнотическое состояние, и их проблемы на некоторое время исчезают, пока они «в игре».

“Игроки избегания” не агрессивны, но тем не менее, также могут пытаться манипулировать другими людьми с целью получить необходимые для игры средства. Они не любят открытых конфликтов, элементов состязательности в игре и избегают открытой конфронтации. В детстве некоторые из них хотя бы единожды подверглись моральному или физическому насилию. Их самооценка также находится на очень низком уровне.

 Игровая зависимостьЭтапы большого лудоманского пути.

Поделиться
  • 6
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •